|
Творческий отчет директора ГУ «Таволжанской ОШ» |
Шуршенова М.У. |
Раздел I . Самоанализ и самооценка профессиональной
деятельности
1.Цель и задачи управленческой деятельности
Методическая работа в
современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки, передового
педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий,
направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства
каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического
коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного
процесса, достижения оптимального уровня образования выпускников, зависящая от
специфики целей и задач, которые ставит перед собой школа.
Целью своей управленческой
деятельности считаю организацию учебного процесса, оказание реальной,
действенной помощи учителям, классным руководителям в развитии их мастерства
как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для
современных педагогов свойств и качеств личности.
В своей
деятельности ставлю несколько задач:
1.
Совершенствовать формы организации учебной деятельности.
2. Использовать в учебном процессе новые
педагогические технологии, эффективные методики обучения.
3. Раскрыть
способности, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого педагога.
Цели и задачи моей управленческой деятельности полностью соответствуют
задачам и приоритетным направлениям деятельности школы.
Школа работает в режиме развития и работает над единой методической темой
«Дифференцированное обучение и комплексное использование современных подходов к
организации учебно-воспитательного процесса с целью развития личностных
способностей учащихся в условиях малокомплектной школы». Тема эта актуальна, имеет
практическую значимость для школы. Она сориентирована на обеспечение различных
траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности,
возможности, интересы учеников и ориентированного на саморазвитие личности
школьника, повышение творческого потенциала учителя и ученика.
Методическая тема пронизывает все звенья школьного образования:
организационные, управленческие и методические. Выбор темы осуществлялся
коллегиально, отвечает интересам коллектива и заинтересованности в ее
реализации.
Мною составлен план реализации методической темы, где предусматриваются
различные виды деятельности: педагогические чтения, педсоветы, единый
методический день, совещания при директоре, творческие отчеты (обобщение
опыта), предметные недели, конкурсы профессионального
мастерства.
В школе имеется вся необходимая нормативно-правовая база для
осуществления методической работы, разработана и внедряется Программа развития
школы,,программы по дополнительному образованию, элективным курсам,
здоровьесберегающим технологиям.
2. Анализ и
оценка условий профессиональной деятельности
Организационно — правовое
обеспечение деятельности образовательного учреждения
Перечень локальных актов, разработанных для учебно-воспитательной работы:
1. Локальные акты, регламентирующие административную и
хозяйственную деятельность:
Должностные
инструкции работников;
Положение о
внутришкольном контроле;
Положение об
аттестационной комиссии для проведения государственной (итоговой) аттестации
выпускников;
Положение о
библиотеке;
Положение об
учебном кабинете;
Инструкции
по безопасности и правила работы на травмоопасных участках, рабочих местах, в
учебных кабинетах
Инструкция о
ведении классного журнала
2. Локальные
акты, регламентирующие права участников образовательного процесса:
Положение о
промежуточной аттестации обучающихся и формах ее проведения;
Положение о
работе с одаренными детьми;
Положение о
рабочей программе;
Локальные
акты, регламентирующие деятельность профессиональных объединений:
Положение о
Педагогическом совете;
Положение о
Методическом совете.
Положение о
методических объединениях
4.Локальные
акты организационно-распорядительного характера:
Приказы и
распоряжения по школе;
Протоколы
педагогических советов.
Вывод: организационно-правовое
обеспечение деятельности образовательногоучреждения обновляется в соответствии
с нормативно-правовыми документами РК и являетсядостаточным для обеспечения
деятельности образовательного учреждения.
Использование
материально-технической базы
Для осуществления образовательного процесса
школа имеет достаточное информационно-техническое оснащение.
Школа обеспечена учебниками на 100%. Книжный фонд
библиотеки состоит из ___ экземпляров книг.
Это:
- __ экземпляров художественной литературы, на 1
ученика – ___ экземпляр;
—___ экземпляров
методической литературы
В библиотеке оборудовано автоматизированное
рабочее место библиотекаря.
И
поддержка учебного процесса в школе
осуществляется через предоставление расширенного перечня справочных ,
периодических изданий и методических изданий . Фонд учебников и учебных пособий составляет _экземпляров,
что подтверждает _ % обеспечения.
Обеспеченность
учебно-методической и художественной литературой составляет
— по
программам начального общего образования — 100 %;
— по
программам основного общего образования – 99 %;.
Для обеспечения учебно-воспитательного
процесса школа располагает достаточным перечнем учебно-наглядных пособий и
учебного оборудования.
Для реализации дополнительных образовательных
программ используются учебные кабинеты, мастерская, кабинет технологии, актовый
зал, кабинет информатики, спортивный зал.
Вывод: учебно-методическое обеспечение и
материально-техническая база учреждения постоянно пополняются и обновляются,
являются достаточными для реализации образовательных программ.
Повышение квалификации
В предатестационный период мною пройдены курсы
повышения квалификации и профессиональной переподготовки:
2012 г. Департамент по контролю и социальной
защите по Акмолинской области
«
Безопасность и охрана труда руководящих работников и лиц производственной
организации, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда».
2014г.Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
«Білім беру ұйымын басқа рудағы инновациялық
менеджмент».
2016 г. НИШ филиал ЦПМ в
Кокшетау «Курсы по образовательной программе повышения квалификации
руководителей школ в рамках обновления содержания среднего образованя»
Вывод: курсы повышения квалификации способствуют
профессиональному росту, переосмыслению приоритетных направлений в работе, изменению
отношения к планированию деятельности.
Анализ и
оценка качества управленческого процесса
С целью отслеживания качества образовательного
процесса провожу исследования мотивов учебной деятельности учащихся, творческой
активности учителей (анкеты, срезы, собеседования). Мониторинг успеваемости,
который составляю в конце каждой четверти, позволяет отслеживать степень
обученности, качество знаний по классам, параллелям, ступеням обучения,
учителям. Данные отчетов заносятся в базу данных, затем на основе
сравнительного анализа делаю выводы о качестве обучения. Данная система
повышает эффективность процессов управления системой образования школы.
Педагогам и классным руководителям предоставляется возможность использовать в
своей работе базу данных школы..
Не случайно, обновление управления школой
связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности
как основного инструмента управления. Информация должна быть максимально полной
по объему, объективной и предельно конкретной. Источниками информации в нашей
школе являются отчеты классных руководителей и учителей-предметников в конце
четверти, года, письменные отчеты членов администрации по направлениям своей
деятельности.
Важным условием повышения качества образования
в современной школе считаю уровень профессиональной компетентности учителя,
который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Это может быть
реализовано, если методическая работа обеспечивает целенаправленное,
непрерывное, личностно- ориентированное повышение профессиональных компетенций
учителя .
В ГУ «Таволжанская ОШ» сложилась своя система
методической работы. Содержание методической работы школы формируется на основе
1) законов РК, нормативных документов инструкций, приказов Министерства
образования РК определяющих цели и
задачи всей методической работы;
2) Программы развития школы, стандартов и базисного учебного плана,
3) новых методических исследований, повышающих научный уровень методической
службы;
4) инноваций, нововведений, новшеств, по-новому раскрывающих содержание
методической работы;
5) диагностики и прогнозирования состояния учебно-воспитательного процесса,
уровня обученности, воспитанности и развития учащихся школы;
6) максимально творческого подхода в выборе содержания и планирования методической
работы.
На основании главных направлений работы и в
соответствии с единой методической темой были определены для коллектива
следующие задачи:
1. Организация работы педагогического коллектива над единой методической
темой; 2. Совершенствование педагогического мастерства учителей в организации
работы с разноуровневым контингентом детей с целью подготовки учащихся к
профессиональному самоопределению через разработку индивидуальных программ
работы с одарёнными детьми.
3. Систематическое отслеживание работы по накоплению и обобщению
актуального педагогического опыта через систему методических семинаров, круглых столов, предметных недель,
взаимопосещения уроков, участия в
районных семинарах и конференциях;
4. Повышение качества образования учащихся;
Для решения
поставленных задач были созданы следующие условия:
• составлен и утвержден учебный план,
позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить
уровень усвоения стандартов образования:
• составлены и утверждены планы работы МС,
педсоветов;
• МО работали по четким планам в соответствии
с утвержденными методическими темами, проблемой школы;
• Составлены индивидуальные планы работы
учителей над темами самообразования;
• Создана система ВШК как одно из условий
эффективной работы.
• Создана система работы по обеспечению
сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся;
• Проведены мероприятия по улучшению
материальной базы кабинетов.
На заседаниях педсоветов, семинарах выступаю с
сообщениями, докладами, анализомучебной деятельности.
Высшей формой коллективной методической работы
всегда был и остается педсовет. Тематика проведенных педсоветов была актуальной
и востребованной соотносилась с поставленной проблемой школы..
1. Совершенствование педагогического
мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность.
2. Причины неуспешности в обучении и пути его
преодоления.
3. Дифференциация и индивидуализация обучения как
средство эффективности развития потенциала ученика.
4. Управление познавательной деятельностьюобучающихся
на уроке.
5. Деятельность учителя на уроке в условиях
ГОСО.
6. Роль классного руководителя вформирований
творческой личности.
7. Организация самостоятельной деятельности
учащихся как средство повышения их познавательной активности.
В
течение учебного года проходит контроль и диагностика деятельности
преподавателей. Посещая уроки учителей, определяю сильные и слабые стороны
урока, анализируем уроки, делаем выводы. Учителя готовят открытые уроки,
доклады, сообщения, но наряду с этими формами широко используются внеклассные
мероприятия, творческие отчеты, деловые игры, тренинги и другие активные формы
деятельности.
Усилия участников МО направлены на активное
воплощение принципа: профессионализм педагога – источник развития современного образования.
Вся деятельность МО осуществляется в рамках работы над единой методической
темой .
Цель работы МО я вижу в совершенствовании
профессиональных качеств личности каждого учителя, в
развитии их творческого потенциала и, в конечном счете, повышение эффективности
и качества образовательного процесса, через методическую работу осуществляется
подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение
инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями, изучение и
использование на практике современных методик воспитания.
Целью деятельности учителей является
формирование свободной социально- компетентной творческой личности , способной
к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-
ориентированного подхода к процессу обучения.
В своей управленческой деятельности использую
материалы исследований Т.Н.Шамовой, П.И.Третьякова (в частности, при
составлении плана работы школы, организации внутришкольного контроля),
Поташника, Фриша.
Обновление управления школой связывается с
формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного
инструмента управления. Информация должна быть максимально полной по объему,
объективной и предельно конкретной. Источниками информации в нашей школе
являются отчеты классных руководителей и учителей-предметников в конце
четверти, года, письменные отчеты членов администрации по направлениям своей
деятельности, ученическое самоуправление, информация, получаемая в результате
внутришкольного контроля (контрольные работы, тестирование, диагностические
работы с целью проверки ЗУН, проверка классных журналов, дневников, тетрадей и
т.д.), система оперативной изначальной информации; статистическая отчетность о
результатах каждой учебной четверти, года.
Таким образом, в школе реализуется
формирование системы информационного обеспечения управления по конечным
результатам.
Образовательные услуги Интернет используются
для информирования учителей по широкому кругу вопросов самообразовательной и
преподавательской деятельности: изучение через Интернет новых методических
пособий, выпущенных в традиционном печатном виде; поиск материалов для
подготовки к педсоветам, методсоветам, совещаниям. Большую помощь в работе
оказывают электронные информационные диски с записями материалов, которые
необходимо довести до сведения учителей для использования в повседневной работе
(олимпиады, конкурсы, демоверсии экзаменационных работ по математике и русскому
языку в 9 кл.и т.д.).
Анализ и оценка качества результатов
профессиональной деятельности целенаправленная,
систематическая работа дает положительные результаты. Выбранная структура
учебно-воспитательной работы оптимально соответствует целям и задачам школы.
Большая работа проводится по повышению педагогического мастерства педагогов.
Участие учителей в профессиональных конкурсах:
Целенаправленная работа педагогов по повышению
качества подготовки учащихся дает положительные результаты. Учителя уверенно
владеют учебным материалом, часто используют на уроках динамические
дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные).
Динамика прохождения курсовой подготовки учителями:
Всего пед. работников |
% педагогов, прошедших курсовую повышения квалификации | |
2012-13уч.год |
10 |
% |
2013-14уч.год |
10 |
% |
2014-15уч.год |
8 |
% |
2015-2016уч.год |
8 |
% |
Сформирована система работы с одаренными учащимися,
которая обеспечивает получение стабильных результатов участия обучающихся школы
в интеллектуальных, творческих, исследовательских мероприятиях.
Мониторинг результативности учебной
деятельности показывает стабильный уровень знаний и умений учащихся в течение
нескольких лет: успеваемость более 100
%, качество знаний в пределах 60 %.
Сводные результаты итоговой аттестации по всем
предметам показывают, что в целом школьники полностью освоили программу
основного образования по всем предметам.
Для решения поставленных задач применяем различные виды контроля: тематический
и фронтальный; формы контроля: персональный, классно-обобщающий, обзорный,
предметно- обобщающий, тематически-обобщающий; методы контроля: наблюдение,
анализ, беседа, изучение документации, анкетирование, хронометраж, устная или
письменная проверка знаний.
Все виды контроля, как правило, завершаются
разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения
направлены на улучшение образовательной деятельности.
Ежегодно участвуют
в подготовке публичного доклада школы (анализ учебной деятельности, кадры,
информатизация).
Профессиональное
мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации,
проблемных семинарах, изучаю различные технологии управления.
Общие выводы
Показателями успешности работы ГУ
«Таволжанская ОШ» являются:
Выполнение закона РК «Об образовании», решений
отдела образования.
Стабильность относительной успеваемости и
позитивная динамика роста качества знаний обучающихся.
Успешное поступление выпускников в ссузы
Положительные результаты аттестации школы Департаментом
по контролю и надзору в сфере образования.
Положительные результаты диагностики по
предметам.
Успешная аттестация учителей.
Использование информационных технологий в
управлении и организации образовательного процесса.
Но проблемы есть. Изменились требования к
школе, изменился социальный состав родителей и контингент обучающихся,
изменился заказ родителей на выпускников.
Педагоги почувствовали необходимость:
1 овладения новымипедтехнологиями и
информационными в том числе;
2. изучения психологии;
3.изучения современных воспитательных
программ;
4.прохождения профессиональной переподготовки;
5.поиска новых форм работы с родителями;
6. развития дополнительного образования;
7.сохранения и по возможности укрепления
здоровья детей.
Пути решения проблем школы вижу в:
1. овладении педагогами личностно-
ориентированными технологиями, методом проектов через посещение курсов, через
семинары, творческие отчеты, через участие в творческой деятельности по плану
самообразования в соответствии с единой методической темой;
2. изучении педагогами современных воспитательных
программ через посещение курсов, семинары, через участие в творческой
деятельности;
3. прохождении педагогами плановых курсов
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки;
4. в
развитии дополнительного образования через организацию новых курсов, кружков,
факультативов через систему внеурочной деятельности;
6. применении новых форм работы с родителями,
в совершенствовании психолого-педагогического просвещения родителей.
Вывод. Полученные результаты приведенного выше анализа подтверждают
необходимость дальнейшего развития стратегии активного роста школы, качества
оказания образовательных услуг для сохранения собственного имиджа во внешнем
окружении. Вместе с тем, они выявили необходимость совершенствования механизмов
общественного управления школой, развития школьной образовательной среды как
важнейшего условия развития личности участников образовательного процесса,
ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию.