Утверждены
приказом
исполняющего
обязанности
Министра
образования и науки
Республики
Казахстан
от 8 января 2016
года №9
Правила
педагогической этики
1. Общие
положения
1.
Настоящие
Правила педагогической этики (далее – Правила) разработаны в соответствии с
положениями Конституции Республики
Казахстан, Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, Закона
Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», а
так же основаны на общепризнанных нравственных принципах и нормах Республики
Казахстан.
2.
Правила
представляют собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми
руководствуются педагогические работники организации образования.
3.
Знание
и соблюдение педагогическими работниками положений Правил является одним из
критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой
дисциплины.
4.
Текст
Правил педагогической этики размещается в доступном для участников
образовательного процесса месте.
2. Основные
принципы педагогической этики
5.
Основными
принципами педагогической этики являются:
1.
Добросовестность:
Добросовестность педагога предполагает его
ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять
коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость
для любых мнений учеников, родителей, коллег;
2.
Честность:
Честность педагога предполагает открытость
его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды.
Честность запрещает педагогу нарушать правила ученика, его родителей (законных
представителей), коллег;
3.
Уважение
чести и достоинства личности:
Педагог уважает честь и достоинство ученика,
родителей, людей, которые становятся объектами его профессионального внимания,
тактичен в общении с ними. Он искренне желает развитие ребёнка, проявляет
готовность всегда придти ему на помощь, деликатность в оценке успехов
(неуспехов) обучающегося.
Не
допускается применение методов физического, морального и психического насилия
по отношению к участникам образовательного процесса;
4.
Уважение
общечеловеческих ценностей:
Признавая
приоритет общечеловеческих ценностей, педагогов с уважением относится к
особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.
Педагог воспитывает культуру межнациональных
отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и
всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности,
вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и
имущественного положения или любых иных обстоятельств;
Педагог способствует созданию климата доверия и
уважения в школьном коллективе;
5.
Профессиональная
солидарность:
Педагог заботится о престиже профессии, уважает
честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету
учительства.
Не допускается в какой бы то ни было форме,
злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные
обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие
коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в
развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в
беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и
несправедливости;
6.
Непрерывность
профессионального развития:
Педагог совершенствует своё профессиональное
мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.
3.
Основные нормы педагогической этики
6.
В своей деятельности педагогические работники:
1)
Способствует
воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения
к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
2)
Не
допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание
педагогического работника Республики Казахстан;
3)
Добросовестно
и качественно исполняют свои служебные обязанности;
4)
Непрерывно
совершенствуют своё профессиональное мастерство, активно занимаются
самообразованием и самосовершенствованием;
5)
Неукоснительно
соблюдаются трудовую дисциплину;
6)
Бережно
относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных
целях;
7)
Принимают
меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример
честности, беспристрастности и справедливости;
8)
Не
допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
9)
Личным
примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической
обстановки в коллективе;
10)
Придерживаются
делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей;
7.
В
отношениях с участниками образовательного процесса педагогические работники:
1)
Уважают
нравы, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола,
национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного
и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
2)
Не
допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участниками
образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со
стороны своих коллег;
3)
Своими
действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо
относиться к ней, использовать конструктивную
критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной
деятельности;
4)
Оказывают
профессиональную поддержку участниками образовательного процесса.
8.
В
отношениях с коллегами педагогические работники:
1)
Соблюдают
общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными;
2)
Не
ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого
педагогического работника.